Каталог  

  Прайс-лист  
Полный прайс-лист продукции

  Телефоны  
ООО "Снаряжение" 

Уточнить наличие и цену товара можно по телефонам: 
+375 (17) 322 42 92 
+375 (33) 696 58 58

  Новости  
Дата публикации: 13.12.2013
50 способов облажаться
Лора Снайдер из опыта своего и друзей собрала общие ошибки альпинистов и даёт краткие советы, как их избежать, не вдаваясь в подробный анализ.

Я занимаюсь альпинизмом более 15 лет и совершила почти все возможные ошибки. На мне почти развязался узел, когда я лезла на Джошуа Три («Joshua Tree»); я вставила верёвку в страховочное устройство наоборот; на полпути подъёма на Эль-Капитан мой напарник один раз полностью выщелкнул меня из страховочного устройства. Хуже всего, что я уронила дорогого друга, спуская его парашютиком со спортивной трассы на слишком короткой верёвке. (К счастью, он серьёзно не травмировался). Если вы такой же везунчик как я, то ваши ошибки в опасных ситуациях будут только помогать вам быть бдительным в дальнейшем. Если не такой же, то результат может оказаться трагичным.

В альпинизме не все ошибки смертельны – некоторые из них могут только помочь стать опытнее вам или другим альпинистам. Но если вы не будете учиться на ошибках своих и чужих, то будете медленнее совершенствоваться. В альпинизме, как и в жизни, плохие события являются поводом для основательного разбирательства. Имея это в виду, мы собрали 50 самых распространенных ошибок, совершаемых альпинистами, и посоветовали, как их избежать в надежде, что вы станете ходить в горы более обдуманно и безопасно.




Фото 1. «Срыв, держи, срыв, держи! Ой, ну не так же…». См. ошибку №6. Фотограф – Энди Манн (Andy Mann)

Ошибки, которые нельзя допускать

1. Отсутствие двойной проверки страховки и узлов

Если вы страхуете, то убедитесь, что верёвка правильно заправлена в страховочное устройство, и закручены муфты на карабинах. Если вы лезете, дважды проверьте узел верёвки на себе. Правильно ли он завязан? Затянут? Правильно ввязан в беседку? Достаточно длинный оставлен хвост? Также проверьте узел на напарнике.
Случай из жизни. Одна известная ошибка с двойной проверкой, приведшая к НС, была сделана Линн Хилл в Бюу (Buoux) во Франции в 1989 году. Когда Хилл (на то время она уже лазила 5.13/8a-8b) нагрузила верёвку наверху разминочного маршрута, недозавязанный узел выскользнул из её беседки. Она упала с 25-ти метров, но выжила. Хилл говорит, что отвлеклась на разговор и забыла закончить узел; объёмный свитер скрыл ошибку.

2. Отсутствие каски

Альпинисты надевают каску намного чаще, чем скалолазы на пробитых дорожках, но почему? Вы можете сорваться, удариться об стену, перевернуться вниз головой на спортивном маршруте, к тому же рыхлые скалы всегда опасны. Оцените все риски, прежде чем понтоваться в угоду моде, не защищая голову.


Фото 2. Узлы и беседка проверены, а каска отсутствует. Фотограф – Эндрю Бурр (Andrew Burr)

3. Самоуверенность больше компетентности

Заставляйте себя лазать сложные маршруты, но адекватно оценивайте риски и свои способности их снизить. «Американский альпинистский клуб» (American Alpine Club) считает завышенное представление о своих возможностях одной из главных причин, ведущих к НС.

4. Небрежная страховка

Есть много вариантов облажаться на страховке. В многоверёвочном восхождении чрезмерная слабина верёвки или ненадёжная её выдача может привести к опасным ударным нагрузкам. Когда страхующий на земле не держит в руках свободный конец верёвки (даже если СУ полуавтомат), это может быстро привести к опасному падению. Ещё одной распространённой ошибкой является слишком далёкое расположение страхующего от скалы, так как при этом его запросто может протащить по земле в случае срыва страхуемого. Большой запас слабины верёвки, лежащий в пыли, – это неправильный способ обеспечить «мягкое падение» при страховке. И, наконец, поберегите свою потребность обсудить трассу до момента, когда ваш страхуемый будет на земле.

5. Отсутствие узла на конце верёвки

Вы можете бесконечно спорить, как равномерно нагрузить станцию на трёх точках, но намного чаще можно серьёзно пострадать при спуске парашютиком на спортивном маршруте, чем от разрушения станции при трэде. Если вы страхуете на одноверёвочном маршруте, то завяжите узел на конце верёвки, привяжите её к сумке для верёвки или к себе. Выработайте привычку делать это всегда, а не только тогда, когда может не хватить длины верёвки. Связывание концов верёвок при дюльферянии также важно. Соскальзывание с концов дюльферных верёвок встречается катастрофически часто, даже среди очень опытных альпинистов.
Случай из жизни. В 2007 году опытная альпинистка Лара Келлог (Lara Kellog) соскользнула с конца своей верёвки во время спуска с северо-восточного ребра горы Вейк в ущелье Рут (mt. Wake, Ruth Gorge) на Аляске. Она погибла пролетев 300 метров.

Ошибки на спортивных трассах.

6. Нога между скалой и верёвкой у лидера

На траверсе, нависании или во время ключевого движения вы можете незаметно для себя вставить ногу между скалой и верёвкой. Если вы сорвётесь в этот момент, то с большой вероятностью перевернётесь вниз головой и получите ЧМТ. Развивайте свою способность рефлекторно ощутить опасность, когда нога пересекает страховочную верёвку, и незамедлительно устраняйте проблему, даже если это помешает насасыванию маршрута.

7. Недостаточная слышимость между напарниками

Может быть ветрено, или расстояние большое между партнёрами, или вы лезете в каньоне реки Вирджин (Virgin River Gorge) под оглушительный грохот автомагистрали, расположенной рядом. Поэтому, перед тем как лезть, согласуйте с напарником, что вы будете делать, когда долезете до спусковой станции. Будете ли вы продевать верёвку в спусковое кольцо, спускаться парашютиком или дюльферять? Недопонимание может быть роковым.
Случай из жизни. В начале этого года Фил Пауэрс (Phil Powers), исполнительный директор American Alpine Club, квалифицированный альпинист-ветеран упал с вершины спортивной трассы недалеко от Денвера, когда обмену командами с партнёром мешал шум от реки и проходящего неподалёку №6. Пауэрс получил серьёзную травму, но быстро идёт на поправку.

8. Карабин на скальном выступе

Когда вы вщёлкиваете оттяжку в шлямбур, проверьте, как расположится карабин, когда через него будет протягиваться верёвка. Если он опирается об острый выступ скалы, то при срыве может сломаться (острый выступ скалы также опасен для верёвки и лечится тем же самым – заменой оттяжек – прим. переводчика). Замените оттяжку на более длинную или короткую.

9. Вщёлкивание наоборот

Когда вщёлкиваете верёвку в оттяжку, убедитесь, что ваш конец верёвки выходит из карабина в направлении от стены. Если ваш конец верёвки выходит из карабина в направлении скалы, значит вы вщелкнули наоборот. Это повышает вероятность самовыщёлкивания верёвки из карабина при падении.

10. Прощёлкивание не того участка верёвки (Z-clipping)

Ничто не придаёт столько уверенности, как часто пробитый спортивный маршрут. Но он же повышает вероятность вытягивания верёвки из-под предыдущей оттяжки, сбор полиспаста (“z-clipping”) и заклинивания верёвки. Убедитесь, что вы выбираете верёвку от себя, даже если для этого потребуется сделать несколько движений. Можете зажать верёвку зубами, выбирая слабину, но будьте осторожны: вщёлкиваясь, некоторые теряли зубы!

11. Пользование стационарными оттяжками с глубоко пропиленными карабинами

Наличие стационарных оттяжек в Cave of Pump, несомненно, приятно. Но они требуют осмотра перед вщёлкиванием. Со временем на карабинах, через которые проходит верёвка, могут появиться глубокие пропилы. Многие пропиленные карабины выдержат значительное падение, не разрушившись, но острые края пропилов могут надрезать верёвку или содрать оплётку, испортив верёвку.

12. Слепая вера болтам

Болты могут разрушаться, особенно старые. Опасайтесь ржавых и корродированных болтов, особенно на скалах у моря; задуваемая ветром солёная вода очень едкая для скалолазного железа. Отчёт УИАА 2009 года показал, что 10 – 20% болтов на маршрутах в тропиках у моря разрушились бы при падении на них с нагрузкой 500 кг. (При жёстком падении с нижней страховкой нагрузка может дойти до 1170 кг). Таким образом, некоторые олдскульные болты 80-х и старше будут держать падения, а многие не захотят. И, наконец, выделите несколько секунд для осмотра самопальных шлямбурных проушин, на которых при изготовлении могли появиться мельчайшие трещины в местах сгиба. Если есть сомнения, то найдите безопасный способ отступить и выберите более качественно оборудованный маршрут.

13. Нахождение в зоне падения камней

Со скал часто падают камни, особенно во время весеннего таяния снега и ливней. По возможности найдите защищённое место для страховки, а тусуйтесь как можно дальше от вертикальных скал или скал с плиточной структурой, или спрячьтесь под нависание.

14. Верхняя страховка через стационарные станции

Песок и грязь в оплётке верёвки истирает металл, поэтому многократные спуски через кольца и цепи станции спортивного маршрута разрушают их. Верхнюю страховку всегда делайте через собственные оттяжки и спускайтесь парашютиком только один раз, когда закончите пользоваться маршрутом. Еще лучше дюльферять вместо спуска парашютиком, помимо случаев, когда маршрут слишком нависающий или вы беспокоитесь о том, сможете ли безопасно собрать развешенное снаряжение. Однако, никогда не предполагайте, что ваш напарник будет дюльферять вместо спуска парашютиком (см. п.7). Эта ошибка привела ко многим НС.

15. Сыпать советами

Восхитительно, как вы вылезли здесь, поставив левую ногу на мизер, а правой чётко взявшись в откидку. Но держите это при себе. Ещё никто не умер от советов по прохождению трассы (из тех, с кем мы знакомы), но ваш длинный язык может испортить чужой онсайт или просто нарушить тишину и покой, которые предпочитают некоторые скалолазы.

16. Отпустили свою собаку побегать

Ваша собака заслуживает побыть с вами на природе (ключевые слова «с вами»). Собака радостно бегает, задевает верёвки, попрошайничает – всё это мешает тренировке многим скалолазам. Пожалуйста, контролируйте своё животное.

Делайте так: сосредоточьтесь на текущей задаче, пока она не завершена. Например, если вы начали надевать беседку, то закончите процесс и дважды проверьте правильность. Если кто-то заводит с вами разговор, когда вы ввязываетесь в страховочную верёвку, завершите завязывание узла до разговора.

Ошибки при трэде.

17. Доверие всем стационарным петлям

То, что кто-то дюльфернул с маршрута, не означает, безопасно это повторить. Удостоверьтесь, что стропу не повредило солнце (выцветание и растрескивание) и трение. Также удостоверьтесь, не повреждена ли стропа на той части, которая скрыта деревом или скалой. Не внушает доверия? Замените петлю своей.
Случай из жизни. В 2009 году на маршруте Red River Gorge порвалась дюльферная петля на станции, забрав жизни двух молодых альпинистов.

18. Использование для самостраховки на станции только дэйзи чейн

Дэйзики отличные… вспомогательные элементы в альпинизме. Они не придуманы держать больше веса тела и не относятся к системе страховки. Для этого производят специальные самостраховочные концы, которые более безопасны, но требуют аккуратного пользования; они не способны значительно растягиваться, так что падение на длину слабины самостраховки может создать сильную ударную нагрузку на станцию. Для избегания этих проблем привязывайтесь к станции динамической страховочной верёвкой.

19. Недооценка рывка на вашу первую точку

За исключением случая, когда страхующий стоит прямо под вами, при падении нагруженная верёвка дёрнет элемент первой точки на вырыв и вверх. Это может привести к его вырыванию и даже к последовательному вырыванию всех точек снизу вверх, так как по-очереди будет приложена перпендикулярная составляющая силы рывка. Альпинисты должны избегать ситуации, когда все точки страховки вылетят одна за другой. Делайте первую точку так, чтобы она смогла выдержать солидный рывок на вырыв и вверх.

20. Для вашего второго нет точек на траверсе

Хуже лидирования на трудном траверсе может быть только то, что лидер не сделал точек страховки на нём. Делайте точки страховки на протяжении всего траверса для предотвращения огромного маятника в случае срыва второго. И помните, точки, сделанные после трудных участков, служат для безопасности второго на тех же участках.

21. Нет возможности сделать достаточную страховку над полкой

Критически важно, когда вы лидируете над полкой, делать точки близко одна от другой, особенно в конце участка, где при падении можно ожидать значительного растяжения верёвки.
Случай из жизни. В 2005 году на Northwest Books (5.6/4c) в Tuolumne Meadows (Калифорния) лидирующий альпинист при падении ударился о маленькую полку, сломал одну стопу и получил растяжение связок на второй. И подобное случается не редко. Частите точками страховки выше полок и берегите лодыжки.

22. Использование для точек страховки элементов одного и того же размера

Когда вы сооружаете станцию в начале длинной трещины шириной под пальцы, не тратьте все закладки толщиной с палец. Немного подумав, зачастую вы сможете придумать вариант, как сохранить страховочные элементы нужного размера для последующего лидирования.


Фото 3. . «Проклятье! У меня остался всего один широкий закладной элемент?!» – Британи Гриффитс (Brittany Griffith) размышляет над своей ошибкой. Фотограф – Эндрю Бурр (Andrew Burr)

23. Наличие только сшитых петель

Несмотря на то, что горсть тонких прошитых петель может сэкономить вес, вы не выберете их в первую очередь, чтобы оставить на дюльферной станции в проушинах. Плоская полая стропа без узла легко продевается в отверстия, завязывается вокруг дерева, а также легко отрегулировать её длину на станции для равнонагруженности точек. Сшитую же петлю вам придётся разрезать, чтобы сделать спусковую станцию (вы пристегнёте сзади к беседке легкий нож, правда?) и её будет труднее связать в петлю из-за скользких, как угри, концов. На всякий случай имейте пару связанных петель на развеске.

24. Спуск парашютиком непосредственно через петлю

Никогда не продевайте верёвку через петлю, а повесьте на петлю карабин или металлическое кольцо – петля за секунды может расплавиться от трения по ней нагруженной верёвки. Дюльферяние с петли из плоской ленты тоже таит опасность; если верёвка ёрзает, например, из-за неодинакового натяжения верёвок разного диаметра, то может перерезать петлю. Лучше повесьте рапид или карабин.

25. Отсутствие экстрактора закладок

Бросать снаряжение на скале – дорогое удовольствие.

26. Забыть налобный фонарик

Даже если вы думаете, что фонарик вам не понадобится, если предстоит длинный маршрут, положите его в карман или повесьте сзади на беседку. Луч фонаря высветит приятный спуск по тропе в лагерь вместо холодной, сухой ночёвки на скале.

27. Лазанье в камине с рюкзаком

На многих классических линиях, таких как Epinephrine в Red Rock (Невада) или Steck-Salathé в Йосемитах, есть длинные каминные участки. Если вы надеетесь получить удовольствие, протискиваясь в щели, не несите рюкзак полный воды и еды. На каминных участках можно подвесить рюкзак на петлю к беседке.

Полезные советы.

Если до конца верёвки не хватило снаряжения, спуститесь и снимите точки, которые ниже. Если вы заметили, что создали чудовищное трение для верёвки первыми точками страховки (иногда иначе не получится в целях безопасноти), сделайте пару надёжных точек и слезьте или спуститесь парашютиком, чтобы снять точки, создающие проблему. Если вы будете продолжать сражаться с тяжело тянущейся верёвкой, будет только хуже. Неизвестно, удастся ли вам дотащить тугую верёвку до места, где удобно организовать страховку для второго и удастся ли протягивать верёвку для правильной его страховки. Вы сэкономите время и нервы, если устраните проблему как можно раньше.

Ошибки на боулдеринге.

28. Неудовлетворительная гимнастическая страховка

Взялся страховать – страхуй. Вы также не должны пить воду, играться со смартфоном или оценивать вон ту хорошенькую девушку/парня, когда осуществляете гимнастическую страховку. Сфокусируйте 100% своего внимания на страхуемом.


Фото 4. Никаких „ля-ля“ или подобной фигни. Луис Коппель (Louis Koppel) чётко страхует на болдере в Уэко Тэнкс, шт. Техас (Hueco Tanks, Texas). Фотограф – Райан Ведемэйер (Ryan Wedemeyer)

29. Забыли проверить спуск

Нет хуже ситуации, когда, выйдя толчком в конце высокого боулдринга, вы осознали, что не знаете, как спуститься. Может оказаться, что вы только что вылезли самый простой вариант. Перед тем как лезть, разведайте спуск.

30. Лазание в грязных туфлях

Грязные скальники хуже держат, а песок с них забивает и полирует зацепки. Перед стартом начисто вытирайте туфли и делайте первый шаг на маршрут непосредственно с подстилки или близлежащего камня.

31. Оставили зацепки помеченными

Многие скалолазы отмечают зацепки для рук и ног магнезией, иногда жирной и некрасивой обводкой. Если вам нравится такая визуальная помощь при лазании – пожалуйста, но сотрите щёткой свои графити перед уходом.

Ошибки в ледолазании.

32. Срывы

Срыв лидера на крутой спортивной трассе является частью этого занятия. На льду это опасная ошибка. Зуб кошки может легко зацепиться, воткнуться в голень, или тяпка может вонзиться в бедро. Перед лидированием на льду проверьте ледобуры, придумайте, как рассчитать силы и как отступить, если маршрут окажется не по силам. Лидеру срываться нельзя!

Фото 5. Срываться нельзя

33. Страхующий прямо под ледолазом

От лидера часто летят куски льда, да и сосулька может отвалиться без предупреждения, особенно на солнце. Оградите себя от головной боли (буквально) и, когда возможно, разместите своего страхующего в стороне или под нависанием.
Случай из жизни. Ледолаз Род Виллард (Rod Willard) трагически погиб на страховке в 2002 году в Вэйл, Колорадо. На него упал огромный кусок льда, что привело к смертельным травмам.

34. Вытаивание ледобуров

Если вы сделали станцию для верхней страховки на ледобурах (минимум на трёх), регулярно проверяйте, что они не вытаивают, особенно в солнечный день. Для защиты от солнца их можно присыпать снегом.

35. Ледолазание на недосформировавшемся маршруте

Как бы вам ни хотелось сделать первопроход сезона, лазание по неокрепшему ледовому маршруту чрезвычайно опасно, и можно запороть прохождение для других.
Случай из жизни. Случай из жизни. В 2010 году попытка ледолаза пройти маршрут «Клык» (The Fang) возле Вэйла (Vail) в Колорадо, привела к 30-ти метровому падению, когда обрушился недозамёрзший столб. Он выжил, но получил серьёзные травмы.

36. Закручивание ледобуров над головой

Заманчиво закрутить ледобур как можно выше, и если вы стоите на полке, то это не проблема. Но когда вы лезете с нижней страховкой по крутому, физически тяжёлому льду, закручивайте ледобур на уровне груди, где вы можете приложить бóльшую силу для быстрого и эффективного закручивания.

37. Отсутствие защиты для глаз

Попадание ледяной крупы или осколка льда в глазное яблоко может в самом деле погасить ваш день. Носите защитные очки или маску.

38. Игнорирование лавинной опасности

Ледолазные маршруты часто формируются в кулуарах или ниже их, являющимися снегосборниками, создающими лавинную опасность. Подходы к маршрутам также могут быть лавинными зонами. Проверьте, не пролегает ли подход к маршруту и спуск с него по лавиноопасному рельефу и оцените условия прежде, чем идти.
Случай из жизни. В 2009 году очень опытный ледолаз Ги Ласелл (Guy Lacelle) погиб после завершения прохождения ледового маршрута в Гиалитовом каньоне (Hyalite Canyon), штат Монтана. Очевидно, Ласелл отдыхал наверху маршрута, когда группа выше него сорвала лавину, которая смела его со скалы.

Полезные советы.

Сушите и точите свои инструменты и кошки после каждого выезда. Твёрдая сталь зубьев кошек и клювиков тяпок будет ржаветь, если снаряжение оставить мокрым в рюкзаке. Выньте их оттуда, высушите и для восстановления заострённости немного поточите напильником. (Гораздо проще поддерживать заострённость, чем заново формировать острые грани на полностью затупленных инструментах). Потом протрите слегка промасленной тряпкой для коррозионной стойкости.

Ошибки в больших горах.

39. Отсутствие акклиматизации

Даже если ваш организм как у марафонца, высоту это не волнует. Организму надо время, чтобы приспособиться к существованию в атмосфере с низким содержанием кислорода. В первые дни вашей экспедиции поднимайтесь высоко, а спите ниже. Обратите внимание на ранние проявления горной болезни: головные боли, тошнота, отсутствие аппетита. Если вам нездоровится, то лучше сделать паузу в наборе высоты до тех пор пока вы не почувствуете себя лучше перед следующим восхождением. Если у вас более серьёзные признаки – раскалывающая головная боль или мокрый кашель – немедленно спускайтесь.

40. Хождение без связки по закрытому леднику с трещинами

Связывайтесь, даже если трещины выглядят хорошо закрытыми, или вы идёте по чьим-то следам. Снежные мосты рушатся без предупреждения. У вас должны быть снаряжение и навыки, чтобы выбраться из трещины или вытащить напарника.

41. Движение в связке без страховки по крутому плотному снегу

Движение в связке по крутому снежному склону часто хорошая идея, но не всегда. Если между вами и напарником по связке нет точек страховки на фирновых крючьях, ледобурах или других страховочных элементах, и состояние снега не позволяет легко самозадержаться, связывание добавляет риска всей группе. Не обманывайте себя наличием верёвки: вам будет безопаснее идти поодиночке.
Пример из жизни. В 1981 году группа из семи японских альпинистов спускалась связавшись после неудачной попытки восхождения на Гонга Шан (Gongga Shan, 7590 м) в Китае. Когда один из них поскользнулся, все семеро упали и умерли.


 
Фото 6. Связывание на мягком снегу может добавить безопасности для группы, но, пожалуйста, адекватно оцените ситуацию (см. ошибку №41). Фотограф – Эндрю Бурр (Andrew Burr)

42. Отсутствие плана на случай плохой видимости

Погода быстро меняется, и рельеф впереди становится коварным, если вы его не можете видеть. Всегда должен быть план безопасного отступления, когда видимость падает до нуля. Ориентируйтесь по компасу. Оставляйте турики на своём маршруте. Используйте GPS.

43. Обезвоживание

В больших снежных горах низкие температуры могут препятствовать возникновению жажды, но достаточное питьё поможет вам лучше работать и быстрее акклиматизироваться. Пейте до наступления жажды, пейте часто и пейте обильно.

44. Отсутствие запасных солнцезащитных очков

Снежная слепота временна, но она может парализовать вашу дееспособность и чертовски больно глазам.

45. Не намазали под носом солнцезащитным кремом

На леднике со всех сторон присутствует отражённых солнечный свет. Не забывайте намазать кремом даже между ноздрями.

Полезные советы.

Носите карту или схему. Внезапное изменение планов скорее заведёт вас в какие-нибудь камнесборники, чем к началу маршрута, и возвращение может оказаться не таким простым, как вы думали.

Ошибки на перилах и при ИТО

46. Отсутствие страховки ниже жумара

Проскальзывание жумара при подъёме по перилам встречается нередко, а проскальзывание двух может привести к летальному исходу. Вяжите узел на верёвке и пристёгивайте к страховочной петле по ходу движения: примерно каждые 10 метров на крутом, ровном подъёме будет в самый раз. Всегда вяжите страховку перед хитрым нависанием или траверсом.

47. Взирание на закладной элемент при проверке прыжками надёжности ИТО

Что может быть хуже выпадения элемента при проверке? Удар вам по лицу вылетевшим элементом. При этой операции повернитесь к нему каской.


Фото 7. ИТО без каски – всегда ошибка. Фотограф – Эндрю Бурр (Andrew Burr)

48. Избыток или недостаток взятого на маршрут количества воды

Ничто так не замедляет многодневное восхождение, как подъём плавательного бассейна в вашем бауле. С другой стороны, ваша скорость тоже упадёт до скорости улитки от такого сильного обезвоживания, при котором вас начинает посещать мысль о питье своей мочи. Тщательно оценивайте потребность в воде на основе солнечности маршрута, сезона и содержания воды в продуктах питания, которые вы взяли с собой. Около трёх литров на человека в день – хорошее правило для поздней осени и ранней весны, а на солнечной стене в августе может понадобиться не менее четырёх литров.

49. Обгон другой группы, когда вы не намного быстрее

Обгон более медленной группы должен быть с их согласия. Но убедитесь, что они на самом деле медленнее, а не просто борются с трудным участком, который мог бы точно так же замедлить и вашу группу. Если вы оттеснили группу, находившуюся выше вас, только для того, чтобы остановиться после обгона, признайте свою ошибку и предложите им обратно поменяться местами.

50. «Пачкание» своего напарника

 Не допускайте, чтобы моча и экскременты попадали на напарника, верёвку или другие предметы вашего снаряжения. С учётом направления ветра, найдите подходящее место. Большинство «неприятностей» легко преодолимы, если обращать внимание на предупреждающие мелочи, так же как дома или на работе.

Источник: http://www.risk.ru/users/avk/200463/
 
Вверх